15 июня 2021 г.

Ушел из жизни член Попечительского совета Фонда поддержки слепоглухих “Со-единение” С.А. Сироткин

15 июня на 73 году жизни скончался член Попечительского совета Фонда поддержки слепоглухих “Со-единение”, ученый, общественный деятель С.А. Сироткин.

Сергей Алексеевич родился 1949 году и с рождения был лишен зрения, в возрасте семи лет практически оглох. С 14 лет он обучался в Сергиево-Посадском детском доме и стал одним из четырех участников уникального “загорского эксперимента”. Благодаря уникальной программе обучения он освоил программу средней школы и в 1971 году поступил на психологический факультет МГУ, который в 1977 году окончил с отличием.

В 1988 году стал кандидатом философских наук, защитив диссертацию на тему «Исторические и методологические проблемы слепоглухоты. Мифы и реальность». В 1992 году создал Общество социальной поддержки слепоглухих «Эльвира», бессменным президентом которого являлся почти 30 лет.

Он также являлся председателем Совета по работе со слепоглухими при ЦП ВОС, председателем постоянной Комиссии по деятельности слепоглухих при Европейском Союзе Слепых.
Как общественный деятель Сергей Алексеевич внес значительный вклад в развитие правовой и социальной поддержки слепоглухих людей в России, объединив их специальной общественной организацией.

Значительный опыт профессиональной и общественной деятельности помогал ему вести большую консультационную деятельность, он помогал слепоглухим людям получить необходимую информацию.
Одним из самых значительных его проектов был созданный в Московской области реабилитационный центр «Дом слепоглухих в Пучково», в котором слепоглухие люди учатся азбуке Брайля, работе на компьютере, навыкам самообслуживания, ориентации в пространстве, ремеслам и другим важным вещам, работают в мастерских.

Сотрудники фонда поддержки слепоглухих “Со-единение” выражают скорбь и приносят свои соболезнования родным и близким Сергея Алексеевича.

Ниже мы публикуем воспоминания наших коллег о Сергее Алексеевиче:

Д. Поликанов, заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству:

"Сергей Алексеевич был один из тех, кто сделал помощь слепоглухим делом своей жизни.

Он сумел объединить вокруг себя слепоглухих активистов, создать из них первую в стране организацию, выйти с этими вопросами на международный уровень. Для многих он был и остается символом этого движения - самостоятельных, неравнодушных слепоглухих людей, умело борющихся за свои права. В последние годы он сосредоточился на развитии Дома слепоглухих в Пучково - и этот проект успешен во многом благодаря его личному вкладу, включенности в образовательный процесс.

Мы много дискутировали о будущем движения слепоглухих. Но всегда, даже при разнице в оценках, были готовы слушать друг друга - и это очень важно. Не менее важно, что Сергей Алексеевич всегда принимал личное участие в судьбе людей - из своей скромной пенсии выкраивал средства для того, чтобы поддержать кого-то из наиболее нуждающихся.

Очень жаль, что не реализовался наш проект по созданию книги воспоминаний Сергея Сироткина.

Конечно, о нем много написано в разных книгах, которые издавал фонд, но вот именно мемуаров (а память у Сергея Алексеевича была феноменальная) не получилось - не хватило сил, здоровья, вдохновения. Но он всё равно останется в нашей памяти как человек Дела, которому он служил всю свою жизнь".

Т.А. Басилова, профессор МГППУ:

"С Сергеем Алексеевичем Сироткиным я познакомилась 50 лет назад, когда он, выпускник Детского дома для слепоглухонемых, готовился вместе со своими тремя друзьями к поступлению в МГУ, а я была студенткой 4 курса психологического факультета. Все это происходило в помещении экспериментальной группы слепоглухонемых при НИИ дефектологии, где будущие студенты жили до и после поступления в университет.

После окончания психфака я стала сотрудником лаборатории обучения и воспитания слепоглухих и помогала четверым слепоглухим студентам в обучении в вузе, мне часто приходилось сопровождать и переводить кому-то из них или вести всех сразу и переводить одному, а они потом по цепочке друг другу сообщали. Как много рассказов о его дошкольном и школьном обучении я тогда слышала от его первых учителей, Р.А.Мареевой и Г.В.Васиной, ведь именно они начинали его обучение под руководством И.А.Соколянского. Несколько лет назад Г.В.Васина написала о Сереже в своих воспоминаниях, опубликованных в «Вашем собеседнике». Сергей всегда спрашивал у меня о здоровье своих учителей и провожал в последний путь свою учительницу, Галину Васильевну.

Сергей был самым чутким и внимательным к сопровождающим. Всегда спрашивал меня, удобно ли мне с ним идти, разговаривать и что происходит вокруг. Он также выделялся своей любовью к технике, чинил не только отечественные печатные Брайлевские машинки, которые постоянно ломались, но мог разобраться даже с достаточно сложным устройством для группового обучения слепоглухих – телетактором. Он часто тогда ездил в Сергиев-Посад (тогда Загорск), чтобы встречаться со своими друзьями – воспитанниками Детского дома, и я не раз его туда сопровождала и видела, как ему там рады. Он всегда очень тревожился о слепоглухих и старался помочь. 

После я много раз встречалась с ним на заседаниях Совета по работе со слепоглухими, который он стал возглавлять, когда начал работать в организованном тогда при ЦП ВОС Секторе социальной реабилитации слепоглухих. Он приглашал меня участвовать в организованных им курсах подготовки тифлосурдопереводчиков и сопровождающих слепоглухих и не отказывался принимать участие в подобных же курсах, которые мы дважды организовывали в МГППУ, куда я перешла работать. Мы встречались на научных конференциях в Москве и за рубежом.

Последний раз мы встречались с ним на Дне памяти Людмилы Филипповны Обуховой в нашем университете, которая была куратором группы слепоглухих студентов на психологическом факультете МГУ. А последнее письмо от него я получила в сентябре 2020 г., в котором он расспрашивал меня о старых знакомых и сообщал, что ищет сохранившиеся материалы о своем обучении для книги, которую собирается написать. Наверное, так и не написал…

Он был родным для меня человеком и я передаю самые глубокие соболезнования его супруге и всем, кто его знал и любил!"