Евгений Сошкин
О практике
1/3
кто давно занимается внутренними единоборствами
больше известными как тайцзицюань или просто тайцзи
(по названию самого распространенного из них)
и сопутствующей психофизической работой
короче говоря
кто давно занимается практикой
наверное согласится с тем
что различия между единоборствами
со всеми их стилями на которые они разветвляются
все же второстепенны по отношению к тому что у них есть общего
это общее
помеченное маркировкой «внутренние»
коренится в целостном образе природы человека:
скелетно-мышечной механики
нервных рефлексов
ментальных реакций
практике свойственно наполнять
и со временем превращать в саму себя
любые ваши дела
любые состояния
на каком-то этапе она перестает быть формой активности
от нее уже нельзя отказаться
переставая думать о ней
вы не перестаете практиковать
ваша жизнь это и есть она
кто забросил практику (в собственном смысле)
чувствует ее нехватку совершенно отчетливо
как чувствуют недосып или раздражение
часть практикующих
уделяют больше внимания цигуну
или медитации
но той своей стороной о которой пойдет речь
практика начинается именно с внутренних единоборств
к чему я веду?
если вы создаете литературные тексты
а в них, случается, делитесь личными впечатлениями
если при этом вы человек практикующий
однажды у вас явится потребность рассказать о практике
для меня такой момент настал уже давно
но я всё медлил
смущенный мыслью что мой текст
вероятно будет производить впечатление ангажированного
и еще той мыслью
что сколько бы мы ни пытались загнать практику в строгие понятийные рамки
и отделить от того что не является ею
снаружи всегда останется что-то неучтенное
вполне способное претендовать на центральное положение
а то что мы поставили в самом центре
при известных условиях может обернуться фантомом
симуляцией практики
но вот я пишу для проекта посвященного слепоглухим людям
и это пожалуй дает мне право адресоваться
в первую очередь к ним
к тем
кто большей частью
в отличие от большей части других людей
не потому не практикуют
что не задумываются над такой возможностью
не хотят
слишком заняты
шарахаются от китайской экзотики
а потому что они
как я предполагаю
не считают
или сомневаются что могут считать единоборства
доступным для себя занятием
я попытаюсь их переубедить
попытаюсь не для того
чтобы слепоглухие читатели непременно обратились к практике
но чтобы они узнали о такой возможности
и соответственно о возможности сказать себе
что не хотят
что слишком заняты
что им чуждо всё китайское
что
наконец
я понятия не имею
каких усилий
скольких людей
будет стоить практика одного слепоглухого человека
2/3
источник величайшей дискриминированности
слепоглухота
конечно и для практики представляет громадное препятствие
точнее не она сама
а ее побочные следствия —
нарушение координации
потеря чувства равновесия
с другой стороны несомненно верно и то
что практика наоборот поможет с ними справляться
как подсказывает опыт людей с другими видами инвалидности
в частности мой:
из-за ожогов полученных в юности на заводе
у меня деформированы обе ступни
а еще с какой-то стороны
эта польза от практики есть лишь одно из ее бессчетных
естественных следствий
но в то же время легко может статься
что какой-нибудь специальный комплекс упражнений
в специальном же смысле более действенен
как бы то ни было
сейчас разговор не о том что практиковать стóит
и не о том почему стоит практиковать
а о том что слепоглухие люди практиковать могут
мало того
для самóй практики полезны ограничения:
не позволяя компенсировать ошибки за счет скорости
гибкости
природной силы
то есть факторов человеческого неравенства
они помогают совершенствовать то что не имеет предела —
точность
парная работа
которой как правило отдается меньше времени чем одиночной
тем не менее составляет сущностное ядро всей практики в целом
находясь в непрерывном тактильном контакте с партнером
вы учитесь распознавать его намерения
нейтрализовать его силу
вызывать с его стороны импульсивные реакции
перехватывать их
получая контроль над его телом
зрение и слух не участвуют в этих процессах
почему и говорят «видеть», «слышать»
о невидимом и неслышимом
о том что происходит внутри чужого тела
а вы всем телом «видите» это и «слышите»
внутренним зрением вы видите и собственное ваше тело
слышите струение силы
направляющей все его трансформации
в более широком плане
практика воссоединяет всё разлученное
стягивает всё диссоциированное
через нее вы подключаетесь
к сложно переплетенным «проводам» каузальных связей
которые тянутся от потенциальных причин к потенциальным следствиям
от еще не съеденной еды к еще не сделанной работе
от неявившихся мыслей к непринятым решениям
вместо того чтобы выполнять приказы ума
ваше тело учится жить своим умом
не смешивая свои потребности с вашими фантазиями
не калеча себя
предупреждая столкновения с другими телами
щадя предметы
а вы переносите навыки тела
на области лежащие за пределами осязаемости:
умственную работу
психическую деятельность
первейший из этих навыков —
не мешать безотчетным образом себе самим
похоже я все-таки сбился на агитацию
виноват
3/3
Макс Нордау
третируя передовое искусство своего времени
как вырожденческое
в доказательство приводил характерные синестетические метафоры
то есть
по тогдашней моде увязывать между собой одаренность и патологию
мыслил поэтов-модернистов как тех с кого началась
деградация человеческого рода к низшим ступеням эволюции
простейшим организмам
с одной нерасщепленной функцией восприятия
Осип Мандельштам
как не мной подмечено
переосмыслил аргумент Нордау в позитивном ключе
построив на нем фантастический сюжет о сознательной инволюции человека
цель которой
как можно предположить —
эволюция примитивных биологических видов
ставших жертвами естественноисторической несправедливости
с юности увлеченный ламаркистской идеей
Мандельштам понимал эволюцию
как некую творческую эстафету
соответственно и на роль подвижников-инволюционеров
идеально подходили вырожденцы Нордау
поэты-модернисты
самые творческие люди
воспользовавшись тем фактом
что вследствие напряженной работы с микроскопом Ламарк ослеп
Мандельштам вообразил его спускающимся
по им же самим в свое время начертанной эволюционной лестнице
и по мере спуска теряющим теплокровность
зрение
слух
как бы в пользу обделенных этими функциями организмов
как если бы они двигались снизу вверх
по встречной ленте подземного эскалатора
как Данте предводительствуемый Вергилием
на дно биологического ада спустился вслед за Ламарком и Осип Эмильевич Мандельштам
так же как в космологии Данте
выход из ада в представлении Мандельштама
расположен в самой глубокой и страшной точке:
спускающихся по лестнице ждет внизу растительное бытие
затем обретение кровеносной системы
а там — и способности отличающей как считал Бергсон
человека от прочих существ:
быть смешным
поэт сомневался что возвратный путь возможен
что мать природа не отказала в нем своим детям
отказавшись от них
но вместе с тем
превращаясь в беспозвоночное
покидая в конце концов животное царство
человек
по Мандельштаму
не теряет себя
напротив
самоотдача без остатка
почти без надежды
это и есть назначение человека-поэта
борца за вселенскую справедливость
в наши дни
последние дни ламантинов слонов китов альбатросов медведей пчел тигров
когда обезьяны дикие кабаны леопарды освоились в городах
которыми стал их лес
и пошли в реальном времени против своих инстинктов
видел бы это Ламарк
в наши дни утопический проект Мандельштама
получает новый пронзительный смысл
спуститься на одну-две ступени по лестнице Ламарка
вот ежеутренняя и ежевечерняя процедура
необходимая для поддержания человеческого статуса
незримая
бесшумная
но осязаемая среда
через которую пролегает этот путь
зовется практикой
21 марта 2021 г.
Об авторе
Евгений Сошкин — поэт, филолог. Родился в 1974 году в Харькове. С 1990 г. — в Израиле. В 2014 году защитил диссертацию об Осипе Мандельштаме в Еврейском университете в Иерусалиме. Автор стихотворных книг «Лето сурка» (2011), «Нищенка в Дели» (готовится к печати), монографий «Гипограмматика: Книга о Мандельштаме» (2015), Bottlenecks: Hypotextual Levels of Meaning in Russian Literary Tradition (2020), статей по истории, поэтике и теории литературы. Один из редакторов журнала «Солнечное сплетение» (1998–2004), научных сборников «Империя N: Набоков и наследники» (2006), «Генделев: Стихи. Проза. Поэтика. Текстология» (2017) и др. изданий. Публиковался в журналах и альманахах «Волга», «Временник пушкинской комиссии», «Двоеточие», «Звезда», «Зеркало», «Литературный факт», «Новое литературное обозрение», «Носорог», «Парадигма», Philologica, TextOnly, Wiener Slawistischer Almanach, «XVIII век» и др. Живёт в Модиине (Израиль).