Владимир Аристов
* * *
Скульптура — искусство слепых
и глухих?
Так я подумал, когда мой друг
показал мне эти работы
Небывалая мелкая мимика
буквально — едва уловимо взволнованное лицо
малыми волнами идущими
за ощутимо-слабыми прикосновениями пальцев
я коснулся поверхности, закрыв глаза
и не поверил вначале
что-то прекрасное жило под моими руками
неожиданно продолговатая голова человека
но вытянутая словно бы не вовне, а вглубь самого материала
Я почувствовал зависть и стыд
или стыд и зависть
потому что для меня вначале
световая лепка лица в отдалении
так много значит
выпуклости теневые —
прежде чем начать работать
я вижу предмет и трогаю взглядом
и слушаю глину, когда разминаю в
пальцах
а тут лишь папиллярными прикасаниями
он создал то, о чем я мог лишь мечтать
хотя и думал иногда, закрывая глаза
и поэтому я решился попробовать
прикрыл глаза черной повязкой
надел наушники
и когда закончилась музыка в них
остался, словно бы в глубоководной тишине
я попробовал пальцами лепить, как он
но образы проносились все время
зримые внутренним взором
искусственной тишине мешало
и шумело фантомное море
и у меня ничего не вышло
и я спросил у друга — в виртуальном письме
можно мне посмотреть
как работает скульптор
без зренья и слуха?
друг счел мой вопрос праздным
но вдруг через день прислал мне ответ скульптора
да, он согласен, — он слышал (и я удивился этому слову) обо мне
но не знает моих работ
и попросил, если у меня есть небольшая скульптура
принести ее, чтобы он познакомился с нею
я был радостно поражен — этой милостью — его согласием
мы встретились в комнате друга
рассеянный свет проходил сквозь зашторенные
окна
я не сразу заметил в углу невысокого
человека в темных очках
когда я шагнул к нему, он сделал шаг в
мою сторону
вероятно он ощутил колебания пола даже
через подошвы ботинок
я протянул ему руку для рукопожатья
а другой подал свою
миниатюрную вещь из терракоты
он взял ее в руку и присел на стул
так мы сидели некоторое время молча втроем
в рассеянном свете
и тут совершенно неожиданно для себя я спросил
друга позволит ли скульптор начать мне работу над
его скульптурным портретом
друг прикоснулся к его руке
передавая мои слова
и тот застыв в неподвижности затем жестами
и касаниями передал ответ
что да, он согласен, но позволит лишь
потрогать его лицо
я подумал, что он наверно решил, что я
начну создавать его бюст вслепую
но все же я подошел и обнял ладонями
его лицо
но потом вернулся и другу сказал, что
буду работать все же привычным мне методом
друг передал и я видел, как скульптор поднял
голову и стал взволнованно что-то передавать,
мне показалось, что так на палубе далекого корабля
машет скрещенными флажками матрос, но я не понял ничего
наконец губами моего друга с запозданьем он передал:
«вы живете впотьмах»
и мне показалось, что я слышал такие слова
«вы слепы и глухи» —
пришло продолженье ответа
«дать мне зренье и слух — ваша недостижимая
цель,
но зачем ваши усилия и взаимные премии и
награды за это
если сами вы истинного слуха и зрения не имеете?»
я был подавлен такой допотопной, как мне
показалось, риторикой
но я понял, насколько он милостив к нам
человек этот в полутемной комнате
благодеяние его — что он вообще говорит, пусть, на языке мне
незнакомом, и общается с нами
и опять наступило молчание
мы сидели у стен этой комнаты
и я задремал вероятно на минуту
Мне снилось, что я перегоняю фургон
с репчатым луком
но в глубине какого-то поселка заблудился и
вышел спросить дорогу
три девицы сидели под окошком и
вязали чулки разной длины
я знал, что первая — одноглазка, другая — двуглазка
а третья — трехглазка
ее я спросил
она сказала: «Слышишь ветер сюда сквозь окно?»
и я подтвердил
она сказала: «Это свет, что не может пробиться к нам,
бесконечна твоя любовь к себе самому,
если ты поделишься ею с другими,
то сможешь войти к этому свету»
я хотел спросить: «Туда ли мне нужно?»
но проснулся
Потому что кто-то коснулся моих век
я понял, что это был скульптор
и когда я открыл глаза
он отвел свои пальцы
он отошел к той стене комнаты
и потом ко мне пришли его слова
так как передал их мой друг:
«Он хочет создать твой бюст или, вернее,
твое лицо
и назвать «Пробудившийся» или
«Пробужденный» — трудности перевода»
И я еще раз поразился человеческой милости этого глухослепого скульптора
Об авторе
Владимир Аристов родился в 1950 году в Москве. Окончил Московский физико-технический институт, доктор физико-математических наук. Публиковался в журналах «Воздух», «Новое литературное обозрение», «Новый мир», «Знамя», «Волга», «Арион», «Комментарии», «Юность», «Уральская новь» и др. Автор пятнадцати поэтических сборников, двух романов и пьесы. Лауреат литературных премий: им. Алексея Крученых (1993), Андрея Белого (2008), «Различие» (2016) и др. Живёт в Москве.